Made in USSR. Упакуй по-советски

0

Шоппинг – слово, уже прочно вошедшее в русский лексикон и в нашу повседневную речь, от английского shopping – посещение магазинов, покупка товаров. Кому-то оно ласкает слух, для кого-то отдаёт чем-то ругательным, как любое иноязычное заимствование. Если включить воображение и разбить слово на составляющие «shop» и «ping», то в переводе с английского получится «магазин» и «свист», то есть «по магазинам со свистом». Идеальные условия: «Зашёл, купил и вышел». У кого-нибудь из нас так получается? Навряд ли. Как бы то ни было, для многих это занятие является лекарственным средством №1, для иных — способом убить время, для кого-то же – настоящая каторга, которую «нужно пережить», а есть и те, кто отправляется за покупками… испытывая нужду в общении. Но подавляющее большинство (хочется в это верить) все-таки идёт в магазин с целью приобрести требуемые товары.

Мы тратим невообразимое количество времени, чтобы найти и купить одежду, подарки, технику, косметику и прочие нерегулярные покупки, и вдобавок к этому изо дня в день посещаем продуктовый магазин. И магазин этот один и тот же, и, казалось бы, мы уже не глядя можем найти нужный товар, взять наощупь батон любимого производителя, привычным движением достать из глубины полки сметанку посвежее.  Да, мы можем купить всё необходимое за 15 минут, но всё равно продуктовый «променад» может занять и полчаса, и час, а то и все три. И большую роль в столь напрасной трате времени играет… упаковка, словно неотразимая и загадочная Сирена, отвлекающая наше внимание и сбивающая с намеченного курса: стеллажи заставлены всевозможными товарами, зачастую абсолютно одинаковыми и, более того, произведёнными одним и тем же изготовителем под разными брендами для разной целевой аудитории или просто под разных заказчиков. Полки пестрят всеми цветами радуги. Разглядываем обёртки, вертим в руках коробочки, изучаем этикетки, читаем слоганы: Всё дело в волшебных пузырьках! Райское наслаждение! И пусть весь мир подождёт! В условиях конкурентной борьбы за внимание покупателя и место в продуктовой корзинке производители зазывают и соблазняют нас – кто во что горазд, глаза разбегаются, и всему миру остаётся только подождать нас.

В Советском же Союзе, особенно в первые послевоенные десятилетия, маркетинг если и был, то уж точно не на первом месте. В столь сложную экономическую эпоху основополагающими принципами были практичность и экономичность. Цели ясны, задачи определены, за работу, товарищи! Советское – значит отличное! (Впрочем, другого-то и не было). Кто-то вспоминает и клянёт то время на чём свет стоит, а для кого-то – это лучшие годы нашей Родины, эпоха достижений и завоеваний, гордости за свою страну, стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Ну, а как же упаковка? Одни тяжёлые годы сменялись другими, не менее тяжёлыми, и покупатели и производители не отвлекались на мысли «о высоком», всё было сугубо лаконично и утилитарно. Рынок повседневных товаров не был перенасыщен конкуренцией, западные яркие фантики ещё не встречались на полках наших магазинов, да попросту были не знакомы обычному советскому гражданину, а возможности отечественной промышленности жёстко требовали сохранения стандартизации. Мы не вправе ставить оценки хорошо или плохо, но точно знаем, что упрекнуть тогдашнюю упаковку в непрактичности нельзя, дизайн всегда был лаконичен и понятен, с одного взгляда становилось ясно, что за продукт перед нами. Безусловно, не было речи и о широких возможностях типографий, не было речи о сотнях комбинаций полимерных и натуральных материалов. Тем не менее, многие советские упаковочные решения надолго запечатлелись в нашей памяти, а некоторые продукты до сих пор не изменяют многолетним традициям и выпускаются несколько десятилетий в своей «родной», привычной и такой полюбившейся нам упаковке.

Какие же примеры упаковки советской эпохи можно назвать самыми значимыми, самыми практичными и даже гениальными? Предлагаем вам совершить небольшой ностальжи-тур вдоль полок советских магазинов и вспомнить наиболее яркие образцы отечественного дизайна прошлых лет.

Пожалуй, одним из самых запоминающихся товаров советских продуктовых магазинов является всем привычный двууглекислый натрий. Упаковка «Соды» Стерлитамакского содово-цементного комбината неизменно пережила и все трудные времена, и всевозможные кризисы. Ведь сода – товар первой необходимости, и лаконичный и не блещущий оригинальностью бело-жёлто-оранжевый дизайн не требует изысков и кричащих слоганов. Кто-нибудь из вас задумывался хоть раз насчёт качества содержимого этой пачки? Уверен, что нет, потому что сомнений и быть не может, ведь это та самая сода, которой пользовались наши мамы и бабушки, а уж они-то плохого не посоветуют.

Не менее выдающейся стала упаковка легендарного сырка «Дружба» из алюминиевой фольги в тех же жёлто-оранжевых оттенках. В 70-е годы сырок завоевал признание миллионов наших сограждан, его производство составляло почти треть от уровня производства всего сыра в стране. «Дружба» и сейчас радует покупателя своим неизменным вкусом, а вот привычную «прилипучую» к продукту упаковку из фольги «Карат» постепенно «разбавляет» современными решениями. И сегодня «Дружба» уже выпускается в шести (!) разных упаковках, чтобы соответствовать духу и требованиям времени.

фольга — 90 г (самый привычный «советский вариант»)

сегменты — 140 г

ванночка — 230 г

слайсы — 150 г

контейнер — 200 г

контейнер — 400 г

«Бычок», «Бэ-Ка», «БэлКэмэл» – кто помнит, что это значит? А, быть может, среди читателей есть те, кто и по сей день является поклонником данной марки? Речь о самых массовых, дешёвых и популярных папиросах советской эпохи  – «Беломорканал». Это самый известный табачный бренд СССР, он присутствовал всюду: в магазинах, в анекдотах, в кинофильмах. Пусть истинных приверженцев марки осталось не так много, папиросы в традиционной узнаваемой упаковке пользуются спросом и выпускаются в настоящее время, как в России, так и в странах постсоветского пространства.

В продолжение темы если не «вредных» привычек, то хотя бы настоящей «зависимости», стоит отметить и привитый каждому из нас ещё в детстве, а может, и переданный на генном уровне, рефлекс ожидания «вкуснятины» при виде упаковки одного из самых любимых продуктов для детей всех возрастов – сгущёнки! Та самая жестяная сине-бело-голубая (хей!) консервная банка. И пусть изобрели лакомство и не в Советском Союзе, да и было это ещё в XIX веке, но всем привычную упаковку стали применять с 1939 года именно наши. Увы, в данной истории любимая банка отчасти играет лишь на руку производителям – и добросовестным, и не очень, которые, пользуясь народной любовью и узнаваемостью знаменитых графических очертаний заветной баночки и связанных с ними ожиданий «старого, качественного, вкусного», не всегда фасуют в банки «ту самую», «честную» сгущёнку, поэтому наша рекомендация  – читать состав.

«Голубоглазая девчушка в шёлковом платке». Да, именно та Алёнка, что смотрит на нас с плитки молочного шоколада уже более полувека. До 1964 года шоколад «Алёнка» не имел своего «фирменного» дизайна и руководство фабрики «Красный Октябрь» объявило конкурс на фотографию девочки, которая станет лицом обложки самого массового и доступного по цене молочного шоколада. В конкурсе, проводившемся через газету «Вечерняя Москва», выиграла фотография восьмимесячной дочери Александра Геринаса. Художник Николай Маслов перерисовал фотографию, сделав девочку голубоглазой и немного изменив направление взгляда. В таком виде обёртка и стала выпускаться с 1965 года и неизменна и по сей день.

Пепси-кола – одно название звучит шипуче-вкусно даже сейчас. А представьте себе (или вспомните!) середину 70-х, когда продукт впервые появился на прилавках страны как символ чего-то «тамошнего». Что-то странное, непонятное, забугорное и очень-очень притягательное. Пепси-кола завоевала свою аудиторию быстро – заключение контракта о производстве американского прохладительного напитка в СССР было политическим шагом руководства страны с целью разрядить обстановку с западными партнёрами, а в преддверии Олимиады-80 началась и массовая продажа его в фирменных киосках. Но разговор у нас не о самом напитке, а, конечно, об упаковке. Пепси продавалась в стеклянной бутылке необычного для советских граждан объёма 0,33 л. Тара сильно отличалась от привычной всем «пиво-лимонадной чебурашки», чем лишь добавила популярности и узнаваемости импортному продукту. И сегодня бутылка 0,33 л вызывает приятные воспоминания и эмоции у тех, кто «в теме».

А треугольные пакеты с молоком? Помните? Стоит заметить, что сами тетраэдры послужили основой для названия и открытия всемирно известной шведской компании  Tetra Pak в 1951 году. В конце 50-х правительство СССР подписало первый контракт с Tetra Pak на поставку оборудования для производства данного вида упаковки, но в конечном итоге впечатление от «пирамидок» у наших соотечественников осталось не самое лучшее, поскольку импортное оборудование было оперативно скопировано советскими умельцами, производство запущено, но вот качество конечного продукта оставляло желать лучшего. Пакеты зачастую протекали, не доезжая даже до прилавка. Зато из них было так вкусно пить, и, благодаря необычной форме, воспоминания о тех самых «треугольниках» надолго останутся в нашей памяти. Кстати, упаковка не выведена полностью с российского рынка, и сейчас в магазинах можно встретить разнообразные молочные продукты подобной таре.

Но не только в «треугольниках» предлагались потребителю молочные продукты. Упаковочным хитом и вершиной экономности, практичности и экологичности были стеклянные бутылки с цветными крышечками из алюминиевой фольги. На бутылках не было этикеток, они просто-напросто были не нужны! Вся информация была «зашита» в… цвет крышечки в зависимости от типа продукта: серебристая — для молока, зелёная — для кефира, розовая — для ряженки, тёмно-жёлтая — для топлёного молока и т.д. А на самой крышечке была вытиснена дата производства, производитель и даже розничная цена. Всё остальное – состав, условия производства и хранения и то, что обычно присутствует на современной этикетке, – было не нужно, поскольку однозначно и единообразно определялось ГОСТом. В цене конечного продукта всегда была просчитана залоговая стоимость стеклянной тары. Для того, чтобы побуждать ответственных граждан не выбрасывать тару, а возвращать её в магазин или пункт приёма стеклотары, залоговая стоимость была достаточно высока. Таким образом, даже если никто не задумывался об этом специально, советская молочная тара была поистине экологичным видом потребительской тары: стекло, которое, как известно, не вступает ни в какие химические реакции с продуктом, использовалось многократно, а крышечки из фольги подвергались переработке.

Да, в советское время не было сотен разновидностей бутылок, не было тысяч вариантов картонных коробок, а дизайны упаковок были просты и информативны. По цвету алюминиевой крышечки на стеклянной бутылке мы понимали, что внутри. При взгляде на плитку шоколада с узнаваемой «Алёнкой», сразу становилось сладко во рту, а чай «со слоном» всегда был терпким и наваристым. Дома не было пакетов с пакетами, достаточно было одной авоськи, да и бутылки принимали обратно за деньги. Большинство продуктов вообще продавалось на развес и упаковывалось в крафтовую бумагу (с которой в стране, как известно, была «напряжёнка»). Собираясь в магазин, мы чётко понимали, что нам нужно и что именно мы будем покупать, наши глаза не разбегались от обилия фантиков и слоганов. Пусть Советский Союз был не идеальным, но с точки зрения упаковки он мне нравился. Всё было проще и понятнее, всё было роднее и натуральнее. Сегодня в России и по всему миру мода на экологичную упаковку набирает обороты, производители  уходят от использования пластика к алюминию и бумаге. Кто бы мог подумать, что самый простой крафт пойдёт на второй круг своей популярности, и мы всё чаще и чаще будем выбирать именно этот материал, причём как «дизайнерский» и чуть ли не элитный!

Развитие рынка упаковки не стоит на месте, один раз приняв вызов участвовать в этой гонке, ни один из производителей не в силах отказаться от неё. Обращаясь ко всем технологам, маркетологам и искателям новых упаковочных решений, хочется напомнить о возможности обернуться назад и, переняв идеи предшественников, наложить их на современные возможности производителей, создать на долгие годы свой новый, но такой близкий и родной, шедевр.

 

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Поле "Комментарий" не может быть пустым.
Пожалйста, введите Ваше имя