Главный экспонат

О чём мы думаем в первую очередь, когда слышим слово «музей»? Правильно! Традиционные музеи, как правило, ассоциируются с безлюдными картинными галереями, скучными выставками произведений искусства, классики живописи и скульптуры. Но в последнее время всё чаще открываются музеи нового типа, арт-галереи, проводятся выставки, которые интригуют необычными коллекциями, неожиданной и порой даже абсурдной экспозицией. Умопомрачительные световые конструкции, удивительные инсталляции, дизайнерская мебель, антикварная посуда, разноцветные зонтики, шокирующие фотографии, странные гигантские скульптуры, танцующие здания и многие другие фантастически экстравагантные предметы и явления притягивают людей со всего мира полюбоваться на нечто нестандартное.

Согласитесь, что и упаковка уже давно приобрела статус арт-объекта, не раз доказав, что современное упаковочное искусство может быть немыслимо красивым, смелым и не конъюнктурным.

Репортаж Марии Красногорской о самых-самых впечатляющих музеях и экспонатах со всего света, посвящённых упаковке, дизайну и экологии. Всё самое необычное, диковинное, сокровенное – здесь!

Лондон, Великобритания. Музей брендов, упаковки и рекламы

Музей брендов, упаковки и рекламы (Museum of Brands, Packaging and Advertising) будет интересен своими экспонатами посетителям, желающим познакомиться с историей культуры потребления на примере работ известных брендов.
Расположенный в престижном районе Лондона Ноттинг Хилле, музей имеет больше эмоциональную ценность, нежели чисто историческую. Он позволяет своим посетителям окунуться в воспоминания прошлого, увидеть давно позабытые не только упаковки любимых продуктов, но и сами товары, имевшие когда-то большой потребительский спрос. «Десять тысяч воспоминаний» – неофициальное прозвище музея.

Основатель музея – английский коллекционер Роберт Опи, собравший за всю свою жизнь порядка 12 тысяч  экспонатов. Все началось с простой обёртки шоколада. Опи задумался о том, что упаковка меняется, а сам продукт остаётся прежним, и решил сохранить обёрточную бумажку на память. Впоследствии это переросло в настоящее увлечение, Опи собирал практически все обёртки от потребляемых продуктов.
Опи имел конкретную цель коллекционирования – получение информации о том, как дизайн упаковки и реклама влияют на продвижение товара. Помимо упаковок, коллекцию стали пополнять исчезающие с прилавков магазинов товары.
Экспонаты музея – повседневные, привычные в быту вещи – игрушки, предметы домашнего обихода, продукты питания – чипсы, шоколадные батончики, попкорн, ореховая паста. На их примере складывается чёткое и ясное представление о характере эпохи, уровне развития рынка, технологий производства и маркетинга.
В музее представлены бренды Coca-Cola, Kellog’s, Vodafon, Pringles, Cadburyи многие другие. Некоторые уникальные артефакты коллекции были произведены ещё в 1800 году!
Все экспозиции музея расположены в строгом хронологическом порядке. Так, примечателен выставочный образец Второй мировой войны – туалетная бумага с изображением Адольфа Гитлера. Её создание, по мнению авторов, было обусловлено необходимостью внесения доли юмора и боевого задора в ряды воюющих солдат.

Рио-де-Жанейро, Бразилия. Рыба моей мечты

Необычная скульптура появилась однажды утром на одном из пляжей Бразилии. Туристы и отдыхающие обнаружили на берегу трёх огромных рыб! Они были сделаны из пластиковых бутылок. Как выяснилось, таким нестандартным образом участники Конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20», посвящённой проблемам окружающей среды, решили привлечь внимание общественности к актуальным вопросам утилизации отходов и загрязнения Мирового океана. Ведь, по данным ООН, 80% мусора, попадающего в океанские воды, – это пластик. Каждый день потребление пластиковых бутылок во всём мире растёт невероятными темпами, и, к сожалению, большая часть токсичного мусора в итоге попадает в окружающую среду. Пластик, как известно, разлагается очень долго – более трёх сотен лет!

Авторы оригинальной арт- композиции, приверженцы зелёного туризма, создали её как раз из тех пластиковых бутылок, которые были выловлены в океане или выброшены бразильцами и туристами мимо городских урн. Каждая бутылка издали напоминает чешуйку и так же, как и рыбья чешуя, переливается на солнце. Пластиковая композиция сооружена таким образом, что у смотрящих на неё создается впечатление, что две гигантские рыбы словно выпрыгивают из воды. Табличка, размещённая рядом со скульптурой, построена на игре слов и гласит: «Recicle suas atetudes» (что в вольном переводе с португальского можно трактовать как «Пересмотри / измени / переработай своё отношение!»). Информация о появлении своеобразного «обращения к миру» моментально облетела всю планету.

В тёмное время суток скульптура подсвечивается сине-фиолетовым светом при помощи светодиодных фонарей. Зрелище просто потрясающее! Туристы с удовольствием фотографируются рядом с оригинальным эко-шедевром, расположенным в на пляже Ботафого в Рио-де-Жанейро.

На наш взгляд, это прекрасный пример того, как можно необычным образом привлечь внимание к привычным, на первый взгляд, проблемам. Создатели «немого укора» из вторсырья призывают меньше использовать пластик. А в случае использования – выбрасывать отходы в специально отведённые для этого места – урны и контейнеры. Важный посыл, оформленный интересным и нестандартным образом, априори более эффективен и привлекателен!

Юджин, Штат Орегон, США. Робот-великан

Одними из главных образов в современном искусстве доцент компьютерной графики Университета Орегона Майкл Салтер (Michael Salter) считает роботов. Его инсталляции в виде гигантских роботов сделаны из кусков упаковочного пенопласта размером от 40 сантиметров; самое большое из его творений бьёт все рекорды – его высота составляет 7 метров! Эта статуя робота имеет деревянный каркас, и на вырезание всех пенопластовых деталей для неё у автора ушло целых три месяца. Поистине странные хобби бывают у людей, но в этих фигурах, пожалуй, всё-таки что-то есть.

Робот-великан и другие роботы уже побывали во многих галереях и продолжают путешествовать вместе с автором по США и Европе.

Майк Салтер — яркий пример того, как ваше самое необычное хобби может принести вам популярность и, возможно, и прибыль. 

Оклахома, США. Стаканы: жизнь после свалки

Художница Лиза Хоук из Нью-Йорка уверяет, что потребители недооценивают яркие упаковки товаров и яркую одноразовую посуду. Именно из того, что в нашем привычном понимании является обычным бытовым мусором, Лиза Хоук создаёт невероятные бумажные скульптуры. Заполняя пространство выставочного зала игривыми змеевидными конструкциями, мастерица показывает, где и как зарождается красота. Умелое сочетание цветов, гармония форм – всё это играет особенную роль в творческом замысле художницы. Расходные материалы Хоук называет не иначе, как «потерянными сокровищами».
Прекрасные работы дизайнера экспонируются в художественном музее г. Оклахома, а с января следующего года ещё одна выставка Лизы откроется в художественном музее г. Сaрасота, Флорида.

Кстати, идея использовать бумажные стаканы в «художественных» целях не новая. Несколько лет назад американская художница Гвинет Лич  на протяжении нескольких лет создавала чудесную инсталляцию из собственноручно расписанных одноразовых стаканчиков из-под кофе, которые она собирала несколько лет. Причём, занималась она этим творчеством, сидя в стеклянном здании Iron на оживлённой улице Нью-Йорка. По словам самой художницы, эта идея была задумана с двойным смыслом: во-первых, для того, чтобы создать хорошее настроение пешеходам, которые ежедневно проходят мимо этой витрины, а во-вторых, чтобы яркими рисунками, причудливыми узорами и орнаментами, нанесёнными на стаканчики, привлечь внимание общественности к вопросам утилизации и вторичного использования материалов.
После того, как роспись стаканчика из-под кофе завершена, Лич прикрепляет его леской к потолку. Подвешенные стаканчики раскачиваются и предоставляют возможность проходящим мимо людям рассмотреть их со всех сторон. Издалека они выглядят как красочные шторы, а в ночном освещении напоминают мираж, придавая зданию новый и загадочный облик.

Этот проект осуществляется под патронажем дилерской компании McGuinness, которая достаточно часто курирует различные творческие проекты. Нужно отметить, что прохожие стремятся ненадолго задержаться у стеклянного павильона, чтобы быть запечатлёнными на кофейном стакане. Ведь помимо геометрических узоров и разноцветных закорючек, Лич часто рисует и то, что видит за окном: прохожих, посетителей офиса, покупателей магазинов.

Нью-Йорк, США. Тандем «Мусор и Упаковка» становятся искусством!

Мы не знаем достоверно, как много мусора оставляли после себя люди несколько веков назад, ведь остатки цивилизаций погребены глубоко под землёй, и «откопать» сейчас нашу связь с прошлым  уже не так легко.  Сегодня найти мусор гораздо легче – особенно в каменных джунглях Нью-Йорка, где трудно пройти и пару шагов, чтобы не наткнуться на следы жизнедеятельности большого мегаполиса в виде выброшенных его обитателями мешков, бутылок, обёрток и пакетов. Но художник Джастин Жиньяк по-прежнему видит интересные истории во всём, что его окружает, и, чтобы доказать, что горы использованной упаковки на Манхэттене тоже могут сойти за искусство, Жиньяк продаёт пластиковые кубики с заключённым в них мусором по 50 баксов за штуку.

«Я продаю мусор. Я брожу по улицам Нью-Йорка, собирая мусор. Заполняя мешки всем подряд, проездными на метро, билетами в театры Бродвея и т.д., я создаю пластмассовые кубики, наполненные различными материалами. Каждая коробка уникальна, естественно, без мусорного запаха. Кубики подписываю, пронумеровываю и датирую, что делает их уникальными для тех, кто хочет сохранить свой кусочек нью-йоркского пейзажа» – рассказывает художник.

Для многих  – особенно ньюйоркцев – работа Жиньяка кажется странной, потому что он находит смысл в том, что, на их взгляд, совершенно его не имеет. Смысл и привлекательность. Но для тех, для кого Нью-Йорк далеко, как неосязаемая мечта или миф, такая коробочка может оказаться маленькой  жизнью, совершенно не похожей на их собственную. Этот хит – более 1200 кубов мусора Нью-Йорка были проданы покупателям в 25 странах. А главное, что, благодаря коллекционерам этих странных вещей, на улицах города становится гораздо меньше мусора!

Жиньяк нам показал, как интересный дизайн упаковки может привлекать и побуждать к покупке даже кубика мусора. Люди стали смотреть на его находки как на искусство. Жиньяк также подготовил ряд дорогих специальных «лимитированных» версий своих кубов, которые включают в себя мусор, оставшийся после инаугурации Обамы, и мусор со дня открытия стадиона Янки.

Москва, Россия. Музей упаковки

Музей упаковки в Москве был создан ещё в 1999 году журналом «Тара и упаковка» и Политехническим музеем и до 2010 года являлся одним из его подразделений. В 1999 году партнёрами, с целью поддержки и развития работы Музея упаковки, было учреждено некоммерческое партнёрство «Центр упаковки, этикетки, дизайна».

Богатейшие коллекции уникальных образцов упаковочной и этикеточной продукции были собраны сотрудниками журнала «Тара и упаковка» еще в 90-е годы ХХ века. На ответственное хранение в Музей упаковки редакцией журнала были переданы систематизированные коллекции различных образцов тары и упаковки и архивные материалы по истории упаковочной промышленности России XIX–ХХ веков.

Эти коллекции представляют огромный интерес для современных предпринимателей, маркетологов, специалистов, дизайнеров, учёных, работающих в сфере производства и потребления упаковочной продукции, а также для преподавателей и студентов профильных специальностей и специализаций.

А что же внутри?

 

 

А вот что! В первой части музея представлена мировая история упаковки, начиная с глубокой древности и до 1917 года.

Здесь можно узнать о том, когда и как были впервые созданы многие хорошо известные сегодня упаковочные изделия, а также увидеть поистине УНИКАЛЬНЫЕ  коллекции хромолитографированных жестяных банок, коробок для чая и кондитерских изделий, обёрток и фантиков для конфет; флаконов, упаковок и этикеток для парфюмерии и косметики, бутылок и этикеток для напитков, производимых русскими предпринимателями в конце XIX – начале ХХ веков.

 

Во второй части Музея упаковки представлена история упаковочной промышленности в СССР с начала 20-х  до начала 90-х годов ХХ века.

Здесь можно узнать, как в первые годы советской власти над созданием упаковок и этикеток работали известные художники А. Родченко, В. Кандинский, К. Малевич, В. Маяковский, художники трестов «Моссельпром», «ТЭЖЭ» и др.

Посетители познакомятся с работой художников комбината «Союзпродоформление» , существовавшего в СССР с начала 50-х до начала 90-х годов прошлого века. Именно тогда были созданы такие самые известные советские бренды, как «Столичная» и «Московская» водка, папиросы «Герцеговина флор», «Казбек» и «Беломор-Канал», духи «Красная Москва», шоколад «Аленка». Посетители Музея узнают, как в СССР впервые было начато производство гофрокартона, треугольных картонных пакетов для молока и алюминиевых банок для пива и многое, многое другое.

 

В третьей части демонстрируются современные технологии производства упаковочной и этикеточной продукции, представлены образцы самых современных образцов отраслевой продукции. Постоянно проводятся выставки работ – победителей национальных и международных конкурсов по упаковке. В частности, представлены студенческие работы – победители международного конкурса на лучшую упаковку «Заводной апельсин?».

Здесь же можно познакомиться с современными образцами и направлениями дизайна упаковки, средствами и способами защиты продукции от подделок или фальсификаций.

Особое место в этом разделе уделено проблеме охраны окружающей среды и популяризации раздельного сбора отходов.

Так же в Музее упаковки проводятся учебные и научные семинары по различным аспектам современного дизайна и по маркетингу для специалистов разных отраслей экономики.


Берлин, Германия. Живая упаковочная лента, достойная человека-паука

Удивительный гигантский циклопический лабиринт «For Use/Numen» из 45 килограммов упаковочной клейкой ленты смастерили дизайнеры из австро-хорватского дизайнерского коллектива, в состав которого входят Sven Jonke, Christoph Katzler и Nikola Radeljkovic. В 2010 году «паутина» из скотча создавалась трижды в разных городах, и её последнее появление на публике произошло в рамках Международного фестиваля дизайна в Берлине, в здании бывшей фондовой биржи. 530 рулонов прозрачной упаковочной ленты были использованы для создания этого чудовища. Инсталляции каждый раз увеличиваются в размерах: на первое произведение, находившееся в маленькой хорватской галерее, было потрачено почти 8 километров скотча; следующая работа появилась на заброшенном чердаке в Вене и состояла уже из 14,5 километров липкой ленты. Наконец, последняя инсталляция проходила внутри Одеона, бывшей венской фондовой биржи, и на её создание ушло около 35 километров скотча общим весом 45 килограммов.

Обычно дизайнеры находят пустое помещение и начинают «плести» сети из скотча, словно заправские пауки. Хотя, впрочем, у их инсталляций есть интересная особенность: на самом деле, их центральная часть напоминает огромные коконы, в середине которых запросто помещаются несколько человек, – и зрители с удовольствием используют возможность исследовать необычный арт-объект не только снаружи, но и изнутри. «В основе инсталляции лежит идея танцевального представления, в котором форма создаётся из движений танцоров между колоннами, – объясняет Christoph Katzler, один из авторов проекта. – Танцоры растягивают ленту во время движения, и конечная форма является своеобразной записью всей хореографии». 

Ювяскюля, Финляндия. Пластиковые сады Леа Турто

Уже долгие годы 52-летняя финская художница Леа Турто (Lea Turto) не устаёт удивлять общественность необычными инсталляциями на лоне природы. Главная особенность многих из них заключается в том, что создавались они из самой обыкновенной пластиковой посуды. Причём, заметьте, в руках талантливой художницы одноразовые вилки, ложки и ножи превращались в почти настоящие огромные белые цветы.

Леа Турто рассказывает, что посетители парков часто подходят к ней в момент создания инсталляций, думая, что она высаживает настоящие растения. Когда же люди понимают, что они на самом деле не живые, то с удовольствием принимают участие в работе художницы, помогая ей «высаживать» необычные цветы.

Свою первую инсталляцию Турто создала в 1998 году в городе Ювяскюля. Работа получила название «Сад ангелов» (The Garden of Angels), поскольку находилась в парке, прилегающем к церкви. С тех пор пластиковые сады «вырастают» в различных парках и скверах страны, но при этом никогда не повторяются.

Париж, Франция. Гофрокартон шокирует своей эстетикой на дизайнерской выставке Maison&Objet

Бразильские дизайнеры братья Фернандо и Умберто Кампана, известные на весь мир изощрённой эстетикой своих дизайнерских объектов, с детства умели превращать мусор в искусство. Их инсталляция из гофрокартона на январской выставке Maison&Objet–2012 в Париже – новое подтверждение гениальности этого креативного дуэта.

Там же, в Париже, живёт французская художница-скульптор Ева Жоспин, которая создаёт удивительные инсталляции, имитирующие лес, плотно заросший деревьями и кустарником. Поразительно, но эти дремучие чащи, объёмные и многослойные, девушка вырезает вручную из гофрированного картона и крафт-бумаги, которые и придают всей композиции естественный коричневатый оттенок. Картон с его неровными, рваными краями убедительно формирует природную текстуру деревьев, создавая у зрителя эффект присутствия в настоящем лесу. Проект Евы Жоспин ценен не только в качестве завораживающего произведения искусства, он напоминает нам происхождение всех тех изделий из бумаги, которыми мы пользуемся в повседневной жизни и которые привыкли воспринимать как должное, не думая о высокой цене обладания ими.

«Off the Roll». США. Конкурс скотчей

Ежегодно в США проходит один из самых необычных конкурсов в мире — «Off the Roll» — конкурс скульптур из скотча. Оказывается, из обычной упаковочной ленты можно сотворить прекрасные произведения, вызывающие бурю эмоций. На необыкновенные творения у авторов уходит по нескольку десятков рулонов скотча и не одна неделя труда. Скульптуры спортсменов, танцоров, животных, библейских персонажей и даже десантников во время свободного падения получаются невероятно реалистичными. Наиболее высоко жюри и зрители оценивают обычно не просто скульптуры, а целые инсталляции – пространственные композиции, являющие собой художественную целостность.

Из года в год участников набирается больше сотни. Победитель получает 5 тыс. долларов. Приз второго финалиста – 1000 долларов, остальные трое получают по 500. Не пора ли подзаработать?!

Роберт Янсон. Польша. Нежность пластикового пакета

Казалось бы, что интересного есть в обычных пластиковых пакетиках? В некоторых странах они вообще запрещены из-за своего вреда для экологии. А вот некоторым удаётся видеть в таких пакетах красоту. В число этих людей входит и художник Роберт Янсон (Robert Janson), который создаёт из пластиковых пакетов необычные художественные инсталляции. Нежные и очень красивые работы сделаны из пакетов, наполненных воздухом. Огромное значение в творчестве Янсона играет подсветка, которая придаёт инсталляциям особую магию. Инсталляции довольно разнообразны — начиная самыми простыми и заканчивая довольно сложными произведениями.
В каждом современном городе люди ежедневно используют для своих нужд сотни тысяч пластиковых пакетов, бездумно засоряя окружающую среду. Потому отдельные города и страны запрещают их использование, требуя замены на бумажные пакеты. Возможно, через некоторое время запрет этот распространится на всю планету. И больше всего от него пострадают многочисленные фабрики по их производству и художник Роберт Янсон.

Санкт-Петербург, Россия. Редакция WIP. Резюме

Мы уверены, что упаковка уже давно стала произведением искусства! Каждый из нас – потребитель, и каждый хоть раз в своей жизни совершал импульсивную покупку только потому, что приглянулась необычная коробка, яркая бутылка или креативный пакет.

Так и есть, упаковка помогает продать даже самый, казалось бы, ненужный товар! И, если упаковка выглядит артистично, задаёт определённый стиль или эмоции и несёт в себе имидж продукта, то иногда его будущему обладателю становится абсолютно не важно, что внутри, – он отдаст предпочтение именно этому приглянувшемуся бренду, не вникая в особенности и даже преимущества его уныло упакованных конкурентов.

Поэтому, создавая «правильную» упаковку, мы не только помогаем ей продавать своё содержимое, но и даём ей шанс однажды стать настоящим предметом искусства!

 

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Поле "Комментарий" не может быть пустым.
Пожалйста, введите Ваше имя