Просто ЖЕСТЬ!

0

Во время раскопок гробницы Тутанхамона в Египте исследователи наткнулись на интересную находку – законсервированных уток. Утки были зажарены и забальзамированы оливковым маслом в чаше из глины, половинки чаши скрепляла смолистая смазка. Консервы выдержали натиск времени (находке предположительно было более 3 тысяч лет!), а мясо оказалось пригодным к употреблению, правда, рисковать здоровьем людей не стали – уток скормили собакам, которые, впрочем, съели кушанье с большим удовольствием.

Переписать историю

На самом деле, консервация продуктов – результат долгой борьбы человечества за их сохранение. Это и логично — пищу солили, вялили, пытались защитить от воздействия влаги, воздуха, времени. Химики и повара пытались найти подходящий способ хранения продуктов, но каждый раз что-то шло не так, и к изобретению консервов в их современном понимании люди пришли лишь в начале XIX века. Французский кулинар Николя Франсуа Аппер, владеющий сетью ресторанов изысканной кухни в Париже, принялся за проведение опытов: он наполнял стеклянные банки супами и тушёным мясом, герметично закрывал и долго кипятил их в воде. После этого убирал свои заготовки в кладовку и спустя месяц анализировал итог проделанной работы. Приготовления, хранившиеся в герметичной стеклянной таре, не портились на протяжении нескольких месяцев.

Император Наполеон Бонапарт большую часть своей жизни проводил в военных походах. Для достижения поставленных целей армии требовались не только боеприпасы и оружие, но и хорошее питание. А вот с этим вопросом дела обстояли не очень. В 1809 году император пообещал наградить того, кто сможет изобрести эффективный способ длительного хранения продуктов. Идея, предложенная Аппером, пришлась по вкусу Наполеону, и повар получил от императора золотую медаль и звание «Благодетель человечества» за консервированные армейские обеды в стеклянных банках.

Однако стоит отметить, что стеклянная тара для консервов не отличалась прочностью, и в том же году английский механик Питер Дьюренд предложил использовать жестяные банки и запатентовал свою идею.

Консервы имели огромное значение для полярных экспедиций, их часто брали с собой как удобный и сытный вариант питания. Однако в истории взаимоотношений человечества и жестяных банок не всегда всё шло гладко. Свинец, содержавшийся в припоях, которыми запаивали банки, иногда попадал внутрь содержимого. Также опасность представляла и вторая составляющая припоев – олово. При низких температурах обычное белое олово может переходить в иную модификацию – серое олово, распадаясь при этом на мелкие кристаллы. В 1912 году по этой причине погибла вторая антарктическая экспедиция Роберта Скотта. Банки распаялись по швам, и экспедиция осталась без продовольствия. Печальное событие заставило обратить внимание на эту проблему металла, названную «оловянной чумой».

Самыми активными разработками в области консервирования в XIX веке занимались в США и Британии. Среди изобретателей нельзя не отметить англичанина Генри Эванса, который в 1846-49 годах сделал несколько изобретений, главным из которых стало формирование из заготовок (на профессиональном сленге – бланков) цилиндрических корпусов жестяных банок с помощью вальцов. Многие его изобретения со временем позволили создавать машины для производства сборных консервных банок, а в 1866 году был сделан ещё один шаг на пути к консервному совершенству – запатентован способ автоматической запайки шва корпуса банки.

Вообще совершенствованием жестяных банок мы во многом обязаны американцам. В середине XIX века станки для изготовления жестяных банок стали выпускать в американском городе Балтимор. А в 1860 году в США наконец-то был изобретён консервный нож.

Успехи металлургии во второй половине XIX века сдвинули консервные разработки с мёртвой точки. Изобретения Генри Бессемера способствовали получению низкоуглеродистой стали, из которой, в свою очередь, стали изготавливать более тонкую жесть. А тонкая жесть дала бóльшую точность размеров изготавливаемых банок, облегчение работы жестянщиков и механизацию их труда, а также позволила при закреплении концов отказаться от сварки. Так, в конце 1880-х годов был придуман шов, названный двойным закаточным, которым в основном пользуются до сих пор. А с середины 1890-х годов края продольного шва корпуса стали заделывать в замок. От пайки шва, правда, отказаться при этом не удалось. Но возможность попадания припоя внутрь банок свелась к минимуму.

1964 год – год появления нового типа металлической банки для консервирования, состоящей из двух частей: корпуса, выполненного совместно с донышком, и крышки. Такая банка стала называться цельной.

Конец 60-х годов внёс изменения в технологию производства сборных банок: при изготовлении продольных швов вместо заделки краёв в замок и запайки стали применять сварку при расположении кромок встык. Такая банка стала называться сборной со сварным швом или сборной сварной.

Несмотря на всё большее использование более удобных в производстве цельных банок, сборные банки продолжают активно применяться в консервных отраслях пищевой индустрии. Им предстоит ещё долгая жизнь, хотя их позиции и потеснят цельные банки, особенно если для их производства применят какие-то новые технологии, позволяющие увеличить вместимость. Скорее всего, банки из металла частично заставит сдать свои позиции и тара для консервирования из полимеров. Но полностью заменить «жестянки» в консервных отраслях пищевой промышленности ни цельные банки, ни тара из полимеров не смогут.

Российская жестянка

В России жестяные банки для пищевой промышленности традиционно производятся в основном для консервирования рыбы, мяса, овощей и фруктов. Все банки изготавливаются в строгом соответствии с ГОСТом, и для каждого вида банки определены точные размеры (вплоть до десятых долей миллиметра), а также присвоен определённый номер и рекомендован перечень консервов, для которых эти банки предназначены. Всё строго. Тем не менее, потребителям тары есть где разгуляться – существует более 30 видов консервных жестяных банок.

Особенностью рынка жестяной банки в России является то, что почти все производители сгущённого и концентрированного молока сами производят для себя тару. Это объясняется тем, что технология производства банки для молочной продукции наиболее простая. Молоко не агрессивно по отношению к жести, поэтому банки не нужно дополнительно лакировать.

Производители мясных, рыбных и овощных консервов в большинстве случаев покупают тару у специализированных производителей. Также стоит отметить увеличение доли дорогих консервов, упакованных в современные жестяные банки с использованием легко вскрываемых крышек.

Важное значение имеет проблема сырьевого обеспечения отрасли. Единственным поставщиком белой жести в Российской Федерации является Магнитогорский металлургический комбинат. Но его производственные мощности не в состоянии обеспечить всех в необходимом объёме. К тому же, некоторых производителей жестяной тары в силу особенностей их оборудования не устраивает качество производимого комбинатом материала (нестабильная толщина, недостаточная жёсткость и др.). Поэтому белую жесть зачастую приходится импортировать из Словакии, Германии, Франции. Помимо Европы жесть закупают на бывшем Карагандинском металлургическом комбинате АО «АрселорМиттал Темиртау».

Тем не менее, несмотря на объективные трудности, с которыми сталкиваются производители жестяной тары, динамика рыночных показателей последних лет позволяет с осторожным оптимизмом смотреть в будущее. Именно в третьем квартале 2014 года наблюдались рекордные продажи консервированной пищевой продукции в России, и причин тому было немало – санкции, девальвация рубля, рост стоимости импортных консервов, а также, как ни парадоксально, общее снижение жизненного уровня населения. Многие стали переходить со свежих продуктов на консервированные. И тут-то жесть оказалась как нельзя кстати!

Алюминиевые и жестяные банки: преимущества и недостатки

Немного матчасти. Всю металлическую тару можно разделить на жестяную, алюминиевую, из хромированной и алюминированной жести. Металлические банки для консервов изготовляют двух типов: сборные  и цельные. Банки первого типа бывают круглого и прямоугольного сечения, а банки второго – круглого и фигурного сечения (прямоугольные, овальные, эллиптические).

Алюминиевые банки лёгкие, хорошо проводят тепло (благодаря чему содержимое быстрее нагревается и охлаждается после консервирования), у них большой срок складского хранения без снижения качества содержимого. Поэтому если ниша продукта высоко конкурентная или требует повышенных норм по сохранению его качества, производитель использует именно алюминиевую тару.

Алюминиевые консервные банки берут с собой космонавты при полётах в космос, путешественники — в долгие странствия. Алюминиевую тару используют для армии и пополнения стратегического резерва. Госрезерв, который закладывается государством каждый год, упакован также в алюминиевую консервную банку. Это позволяет продлить срок хранения продуктов, предотвратить порчу и появления металлического привкуса пищи.

Ведущие поставщики консервов экстра-класса (икра, деликатесная рыба и мясо, экзотические овощи и фрукты) используют сегодня алюминий для своих продуктов. Из алюминия производят тару для большинства кормов для домашних животных среднего и высшего ценового диапазона.

Что же до жестяной банки, то она стойко переносит все тяготы транспортировки и перевалки, отвечая за сохранность содержащихся в ней продуктов. Она обеспечивает надёжную защиту от негативного влияния внешней среды, проявляющегося в активности микроорганизмов, воздействии влаги, кислорода и других факторов.

Среди прочих металлических материалов белая жесть имеет целый ряд преимуществ:

  • Такая банка обладает высокими показателями прочности, особенно на сдавливание, она не подвергается серьёзной деформации;
  • Жестяная тара дешевле аналогов из цветных металлов, даже несмотря на применение при её лужении олова. Более же дешёвые аналоги из чёрной жести обладают худшими показателями. Банки из белой жести – это как раз золотая середина с отличным соотношением цена-качество;
  • Белая жесть – это идеальный материал для нанесения на банку графических изображений, которые делают консервную упаковку не только практичной, но и приятной глазу.

Прогресс не остановить, и поэтому производство металлической тары постоянно совершенствуется. Посмотрим – как.

Литографированная жесть

Характерной особенностью развития рынка жестяной тары последних лет является увеличение спроса на банку с литографией (изображением). За исключением случаев, когда банки изготовляют глубокой вытяжкой, практически всё лакирование и декорирование белой жести происходит на листах до того, как их пускают в дальнейшую работу. Поверхность белой жести прекрасно подходит для печати и в этом отношении превосходит даже качественную бумагу. Однако имеются некоторые фундаментальные различия между печатью на жести и печатью на бумаге. В первую очередь, жесть не абсорбирует ни краски, ни лаки, они остаются на поверхности и должны быть высушены с применением UF-излучения. Во-вторых, металл имеет жёсткую негибкую поверхность по сравнению с поверхностью бумаги, так что прямой контакт между печатной плитой и жестью практически невозможен. В-третьих, со  спектральной точки зрения, жесть можно рассматривать как чёрный материал:  это значит, что для того, чтобы получить репродукцию, аналогичную достигаемой на белой бумаге, требуется создать на поверхности металла белый фон в качестве подложки для дальнейшего нанесения изображения. Однако для специальных декоративных эффектов можно использовать и исходную поверхность жести. Другие важные факторы, которые следует иметь в виду, это адгезия и пластичность покрытия. Если жесть при последующей обработке приобретает различные формы (например, становится консервной банкой), то покрытия должны оставаться плотно сцепленными с поверхностью жести и неповреждёнными даже после серьёзных деформаций поверхности. Процесс декорирования жести состоит из двух операций: сначала с помощью роликов наносится лаковое покрытие, а затем специальными красками уже рисунок и текст. На жести можно получить широкое разнообразие цветовых эффектов, сочетая прозрачные и непрозрачные краски, а современные полиграфические технологии позволяют воспроизводить мельчайшие детали на высокоскоростных печатных линиях.  Литографированная жесть в условиях конкуренции – это просто спасение.

В подтверждение своих слов о великолепных печатных свойствах жести хочу привести неординарный пример – смелый проект фотографа Дэвида Адамса (David Emitt Adams) под названием «Диалог с историей». Талантливый мастер из Аризоны создаёт удивительные «фотографии» на дне консервных банок, используя для этого технику Wet-Plate Collodion.  Автор воссоздаёт старые фотографии, нанося их при помощи техники, изобретённой в 1851 году. Около 30 лет этот способ использовался для получения позитива при печати фотоснимков, сегодня находчивый аризонец решил его «воскресить». Название «Диалог с историей» очень точно отражает суть проекта, над которым работает Адамс. Он собирает старые жестяные банки (некоторые из них датируются 1970 годом), разбросанные по всей пустыне. Покрытые ржавчиной, они являются молчаливыми свидетелями минувших лет, настоящим отголоском прошлого. Затем он наносит на банки изображения при помощи старомодной техники, наполняя эти артефакты истории дополнительным значением. 

Не просто жесть

Какие ассоциации приходят к вам при упоминании консервной банки? Тушёнка, сгущёное молоко, килька в томате, горошек… Унылые полки советских универсамов, сиротливо уставленные пирамидками консервов? Студенческая юность – и то ли первое, то ли второе, сваренное из баночки тушёнки на общей кухне в общаге на два десятка ртов? Печальная и, увы, неравноценная альтернатива свежему мясу для пенсионера? Походы и полевая кухня у костра? Открытие дачного сезона и майские праздники на даче? Нехитрая закуска для лиц без определённого рода занятий, но с весьма определённым образом жизни? От всего этого веет чем-то… ну, по меньшей мере, компромиссным.

Однако. Металлическая жестяная упаковка уже настолько прочно вошла в повседневную жизнь, что мы даже не задумываемся о её использовании. На полезные и удобные вещи не отвлекаешься, когда они просто работают. Грамотно подобранная жестяная банка выполняет основные функции современной упаковки, включая все дизайнерские «штучки», и отлично зарекомендовала себя почти во всех  областях человеческой жизни.

Проверьте используемую вами упаковку: жестяные банки всех мастей для лакокрасочной, нефтехимической, автохимической продукции, тара для пищевых продуктов, подарочные экземпляры, рекламно-информационные и дизайнерские жестяные изделия… Чёрт-те что и сбоку бантик!

А что ещё?

Жестяная свадьба

Креативные умы не спят, а потому в последнее время жестяные банки используются не всегда по своему основному назначению – надёжно и бюджетно хранить. Не килькой единой, как говорится. Декоративные банки являются хорошим полем для применения методов маркетинга в действии и завоевания новых потребительских рынков. Например, в греческой студии дизайна Chris Trivizas придумали упаковывать в консервные банки свадебные приглашения.

По давней традиции, существующей, кстати, во многих странах, после свадебной церемонии друзья и родственники молодожёнов гремели кастрюлями, звонили в колокольчики и создавали всяческий шум для того, чтобы отпугнуть завистливых духов. В нынешнее время к машинам, сопровождающим свадебную процессию, прикрепляются связки консервных банок, которые своим грохотом по асфальту возвещают окружающим о праздничном событии.

Поэтому дизайнеры снабдили свадебное приглашение верёвкой и консервной банкой, ставшей не только оригинальным футляром для послания, но и стилизованным символом праздника.  Кроме традиционного текста о дате и месте проведения бракосочетания, приглашение также содержит рисунок, демонстрирующий, как привязать верёвку к банке и затем всё это прикрепить к заднему бамперу машины для молодожёнов.

В случае большого количества друзей и родственников, отъезд молодых обещает быть очень шумным!

Банка с краской

Голь на выдумки хитра. И на вопрос: «во что же упаковать мужские носки, чтобы не стыдно было подарить?» – отвечает: в жесть! И такой «хитростью» пользуются не только бедные студенты, но и целые корпорации, которые хотят быть оригинальными. Например, Levi’s. Для сезона весна/лето–2009 Levi’s выпустил свою знаменитую модель джинсов 501 Levi’s в жестяной банке Colored Pack – «банка с краской». Внутри неё были упакованы джинсы одного из 6 основных цветов палитры того сезона – красного, синего, жёлтого, зелёного, белого или фиолетового.

Консервный презент

Пока не вскроешь — не узнаешь, что там внутри. Именно такими словами производители подарочных консервных банок завлекают своих потенциальных клиентов. На выбор предлагается несколько баночек, различных по размеру. Клиент может вложить туда всё, что угодно, а потом преподнести в качестве презента, а также, по желанию, банку можно украсить фирменным логотипом. Чтобы получить свой презент, получателю нужно вскрыть баночку. То есть приложить определённые усилия для достижения заветной цели.

Для ленивых получателей подарков предусмотрены крышки «easy-open». Дёрни за колечко — и баночка откроется. Для особо нетерпеливых рекомендуется использовать обычные крышки, чтобы человек подольше находился в приятном ожидании и предвкушении сюрприза. Тут без консервного ножа не обойтись!

На открывашку, кстати, тоже можно нанести логотип и включить в комплект подарка — такая вещь в хозяйстве всегда пригодится!

Таким образом, процесс вскрытия подарка можно превратить в целый ритуал, что ещё больше усилит эффект от сувенира и уж точно запомнится!

Баночка счастья

Жестяные банки приобрели неизменную репутацию подарочной упаковки. Независимо от торжества, жестяная форма сердца, звёздочки, бидончика, ёлочки, да чего угодно, должна, просто обязана порадовать одариваемого, причём независимо от содержимого упаковки. Хитами подарков в жестяных «скафандрах» можно назвать конфеты, печенье и чай.  В том самом случае, когда совсем не знаешь, что подарить, жестяная баночка решает эту проблему.

Кажется, всем знакомый бидончик для молока под действием креативных идей маркетологов превратился в оригинальную упаковку для молочного шоколада фирмы Lindt.

Новогодние праздники для жестяных изысков – самая горячая пора, а рождественская тематика – неиссякаемый кладезь идей для подарков и знаков внимания. Ведь помимо традиционного для этого периода подарочного содержимого – чай с пряностями, ароматный кофе, печенье и сладости – после его «уничтожения» сама жестянка обязательно будет использоваться получателем подарка  для хранения продуктов, а то и вовсе под другим «соусом» (видели в Интернете картинку, где под фотографией жестяной коробки с традиционным датским печеньем оставлен комментарий: «А что делает печенье в коробке для пуговиц?!»). Получается, что это уже два подарка!

Так, коллекция праздничных жестяных коробок в форме «ёлочек» из разных стран мира с  превосходным ароматным чаем была выпущена Lipton. Совместно с ведущей российской студией дизайна были разработаны четыре коллекционные «ёлочки» в стиле Китая, Италии, Франции и России. Внутри каждого набора покупатель найдёт уникальное пожелание на Новый год, а «ёлочку» можно использовать как новогоднюю игрушку или украшение для дома.

Воплощением самого утончённого подхода к элитным сортам чая стала французская марка Maitre de The, которая выпускает богатый ассортимент чаёв, добавив своей коллекции экзотики с помощью разнообразных жестяных банок. В коллекции «Магический цветок» дизайнеры смогли увидеть вторую жизнь упаковки как волшебной шкатулки, а зелёный улун хранится в жестяном листочке.

«Поздравить сердечно» стало ещё проще с помощью жестяной упаковки в форме сердца. И этим нехитрым приёмом не преминули воспользоваться и другие чайные марки.

А вот, например, компания Hilltop выпускает коллекции своих прекрасных чаёв в жестяной подарочной упаковке в форме не только сундучков и тубусов, но и… музыкальных шкатулок, в которых вместе с самим продуктом находится волшебный механизм, воспроизводящий, как в старинные времена, чарующую мелодию. Милота!

Апофеозом темы подарка может стать… жестяной конверт для денег – чтобы такой «деликатный» подарок не помялся, да и не испортился.

Покупайте воздух в банке!

Среди самых удивительных консервированных продуктов не последнее место занимает…  воздух. Поначалу появившихся на Западе «торговцев воздухом» принимали за мошенников, затем — за чудаков, но в итоге этот бизнес получил широкое распространение. Говорят, в Исландии помимо местного воздуха можно купить баночки с дождём и туманом. «Наполните ваши лёгкие свежим исландским воздухом, которым исландцы дышат вот уже 1000 лет», – читаем на упаковке баночки стоимостью около €6. Создатели рекомендуют вскрывать её за пределами Исландии, чтобы почувствовать разницу. По уверению производителей, воздух, содержащийся в банке, собран в районе горы Гекла, самого активного вулкана в стране. Между тем, предприниматель из Санкт-Петербурга еще 10 лет назад не только перенял западную идею и развернул аналогичный бизнес, но и получил патент, который, по его словам, даёт право эксклюзивной торговли воздухом в сувенирной упаковке на всей территории России. Всё началось с Санкт-Петербурга, на этикетке питерского воздуха есть состав товара: 50% воздуха Летнего сада, 20% — Пушкина, 15% — Невского проспекта и по несколько процентов воздуха Петродворца, Павловска и Новой Голландии. Несколько позже в банки стали «закатывать» воздух Москвы, Сочи, Костромы, Липецка, Казани и еще десятка городов России. Цена абсолютно пустой жестянки — от 300 до 600 рублей.

Дальше – больше (если не сказать – жёстче)! Особой популярностью всё чаще пользуется воздух с концертов знаменитостей!

Предложения о продаже воздуха с концертов — не редкость на интернет-аукционе eBay. Среди популярных лотов — воздух с выступлений американского рэпера Канье Уэста, упакованный в прозрачные пластиковые пакеты. Цена такого «эксклюзивного» воздуха начинается от нескольких долларов и достигает $60 000. Для поклонников Джастина Бибера также в продаже можно найти запах с концерта всего за $2. А вот за воздух с шоу Бейонсе уже придётся выложить кругленькую сумму — $300.

Датские дизайнеры предлагают купить баночки с весьма оригинальным содержимым, а именно – прощение, щедрость, счастье, юмор, честность, любовь, процветание, успех, надежду и многое другое. Вес баночки составляет 45 г. Идея создателей заключается в том, чтобы поставить банку на видное место и регулярно помнить о главных ценностях. Такого рода баночки достаточно популярны, их можно увидеть на ярмарках Копенгагене, Нью-Йорке, Шанхае, Сингапуре и Сеуле.

Анализируя нестандартные и порой даже странные идеи по наполнению жестяных банок, можно с уверенностью сказать, что люди любым способом стараются запечатлеть и как можно дольше сохранить  свои эмоции нисколько не меньше, чем продукты питания. Всё, что связано с покупкой воздуха с концертов, курортов, памятных мест,  есть не что иное, как попытка запечатлеть (и запечатать!) свои чувства и переживания, оставить возможность вернуться к ним в памяти. Конечно, это кажется немного странным, поскольку сейчас почти у каждого человека есть современный гаджет, на который можно сделать отличный кадр или снять видео. Но, с другой стороны, эмоции — это особое психологическое состояние, которое требует всё новых и новых способов сохранения и «консервации». И кроме визуальных, нужны ощущения других органов чувств — воздух как раз связан с обонянием, а запахи – это память наших эмоций, ведь неслучайно обонятельная память считается самой сильной. Люди всегда хотят вернуться в то место, где они были счастливы. Это очень актуально как раз для туризма, где покупатели всегда ищут «что-нибудь этакое» и особенно легко расстаются с деньгами. Поэтому продажа банок с воздухом или туманом — это еще и вклад в туристическую отрасль.

Памятник шпротам в банке

Небольшой город Мамоново в Калининградской области в 2008 году был украшен необычным памятником. В городе установили бронзовую скульптуру банки со шпротами, в честь долгой работы Мамоновского рыбоконсервного комбината в советское время. Между прочим, по сей день этот комбинат снабжает различные города излюбленным лакомством. Памятник шпротам имеет высоту в два метра и выглядит как величественный мраморный стол, на котором и стоит большая банка шпрот. Из раскрытых консервов резво выскакивает несколько рыбок, на голове одной из них надета золотая корона. Автором памятника стал скульптор Фёдор Мороз. В решении о возведении такой забавной скульптуры принимал участие лично мэр города. Дело в том, что россияне привыкли считать «столицей шпрот» Латвию, забывая об «отечественном производителе». Находясь на берегах Балтийского моря, город Мамоново долгие годы занимался этим промыслом. Теперь об этом напоминает скульптура, возведённая в одном из лучших мест города и привлекающая внимание туристов.

Зарубежный опыт

Обыграть традиционную жестяную банку и вдохнуть в неё новое звучание – интересная задача для дизайнеров. Так, безумные итальянцы «надели» на консервные банки цветные «рубашки» в стиле поп-арт, и упаковка для томатов взорвала рынок консервированных овощей.

Для Italianavera была разработана новая линейка банок, которые содержат помидоры различных видов, сортов и вкусов – Spunzillo, Corbarino, San Marzano. «Правильный» паттерн и кислотные цвета  как бы наделили консервы радостью жизни и бодростью, предложив на суд покупателям новый продукт – поп-арт-помидор.

Studio Navarra приносит радость нашим столам в жестянках Olive Joy. Для запуска бренда немецкая студия дизайна Studio Navarra создала уникальный жестяной фирменный стиль. Эта красочная и интересная торговая марка передаёт сущность бренда оригинальным и свежим способом, который прекрасно демонстрирует уникальные характеристики масла — высокое качество и богатый вкус. И без жести здесь не обойтись.

А если раздвинуть рамки разумного и прийти в книжный магазин за парой консервных баночек книжек? Да, современные «забугористые» издательства не видят ничего необычного в таком подходе. На завтрак, на обед и на ужин различное чтиво и меню соответственно. Какой сорт литературы вы предпочитаете в это время суток?

Будущее – тоже жесть?

Есть мнение и предпосылки, что жесть – идеальная упаковка для … БИО!

Банки, сохраняющие биологически-консервированные овощи – помидоры, шампиньоны и горох – идеально подходят для современных занятых людей, которые хотят питаться здоровой и органической пищей. Большинство из них не имеют времени ходить по магазинам и готовить, поэтому консервные банки подходят идеально. Купить много, положить на хранение в кладовку, использовать при необходимости – и живы-здоровы!

Этикетки печатаются на органической бумаге, а иллюстрации, сделанные чернилами и акварелью, дают ощущение натуральности, чистоты и аутентичности.

Жизнь моя – жестянка!

 

И если мы потешаемся над шуткой «тяжёлое детство – деревянные игрушки», то как будут шутить наши дети: «продвинутое детство – жестяные банки»? По крайней мере, для оливкового масла такие «игрушки» уже придуманы – и именно жестяные. И теперь маленькие хозяйки могут поставить на игрушечную кухню жестяную плиту и мойку. Куда катится мир?

Холодные напитки «томились» в алюминиевых банках в течение длительного времени, но концепция Германа Капитонова переходит в крайности. Дизайнер создал банку для холодного напитка, аналогично консервным, радующую своей провокацией коммерчески нежизнеспособной конструкции. Но это, конечно, не мешает нам наслаждаться смелой идеей и благодарить Бога за то, что никто прежде не додумался консервировать холодные напитки таким образом. Не испортится ли Coca-Cola?

О дизайне упаковки оплакиваемого российскими потребителями масла Lurpak лучше всего сказал сам основатель агентства Pearlfisher Джонатан Форд в интервью WTP: «Хороший дизайн делает бренды чем-то бóльшим, чем просто продукты. Я сторонник того, чтобы дизайн брендов выставлялся в галереях. Нам следует поддерживать выдающийся бренд-дизайн: он приводит к прогрессивным изменениям в обществе, может сделать (и делает) потребительскую культуру в более широком смысле богаче. Важно добиться для упаковочного дизайна той же роли, той же возможности влияния на общество, того же контекста, которые имеют мода, архитектура, промышленный дизайн». Упаковочный промдизайн в истинном смысле этого слова, Lurpak — образцовый провозвестник разумного everyday luxury, которого так не хватает на полках.

Свежая идея может быть тоже в жести

GOOD Agency предложила концепт упаковки освежителей воздуха True. Целью нового продукта стало изменение традиции оформления обычных освежителей воздуха, которые довольно скучны. Дизайнеры решили сделать баллоны более интересными и оптимистичными, сообщает Upakovano.ru со ссылкой на The Dieline. Специалисты рассказали, что это является основной целью большинства их экспериментов. Баллончики – не новость для освежителей воздуха, а вот жестяные баллончики с усиленным эффектом натуральности от тактильных ощущений – это уже что-то свеженькое. Колпачок баллона изготовлен из резинового материала, который имитирует мягкую кожицу клубники, шершавую шкурку лимона и шарик мороженого.

Нелегальные фантазии: концепты упаковки марихуаны

Как выглядела бы в продаже розничная упаковка готовой к употреблению марихуаны, если бы это было легально? Этим вопросом задался в июльском номере редакторский состав нью-йоркского популярного издания о дизайне Print Magazine. Не найдя ответа, они обратились к профессиональным дизайнерам, организовав конкурс концептов на «Лучший креативный дизайн для марихуаны». Свои «фантазии» на заданную тему представили 4 агентства: Lust из Амстердама (ну, естественно!), Base Design из Нью-Йорка, The Heads of State из Филадельфии и  Strømme Throndsen из Осло. В одном из концептов, «запрещёнка» оказалась плотно замурована в жесть. Скорее всего, чтобы дольше сохранялся законсервированный аромат сырья.

Жёсткий юмор

Поместив бутылку с легендарным элитным напитком в банку из-под … сардин, знаменитый французский дом шампанских вин «Вдова Клико» решил таким образом подшутить над собственным брендом.

Шампанское La Ponsardine Brut Yellow Label выпущено ограниченным тиражом. В чём же «прикол»? Первая деловая женщина Франции Николь Клико, в девичестве Понсарден, основавшая знаменитый бренд, происходила из семьи, все члены которой обладали отменным чувством юмора и самоиронии. Например, когда отец будущей весёлой вдовушки Николя Понсарден получил титул барона в 1813 году, ему понадобился родовой герб. Выбор фамильных символов был очевидным. С типичным для себя юмором новоиспечённый барон Понсарден решил сыграть на фонетическом звучании своей фамилии и выбрал для герба рисунок моста и сардин. На французском языке его фамилия звучит как «мост сардин» (pont — мост, sardine — сардина).

Пробный шар запущен, а первые жестяные бутылочки и фляжечки с вином уже совсем не в шутку тестируются в современных погребах. Интересно, что скажут на это виноделы?

Жестяные боеприпасы

Как быть, если дизайнер решил упаковать кроссовки в стиле милитари? Без военных «примочек» тут не обойтись. Ну какой же ещё может быть упаковка в виде пули? Только из жести.

Неисчерпаемые декоративные возможности – жесть?

Да, пару слов хочется сказать о двоякости качеств жести. С одной стороны – это прочный вид упаковки, устойчивый к внешним воздействиям. Но с другой, декоративной, стороны – это податливый материал, предлагающий нам «лепить» из него любые формы.

Чешуйки, рыбий хвост, выпуклые надписи, выемки и впадинки, пупырышки и вмятинки –  размах и безграничность вариаций не знает пределов для фантазии дизайнеров.

Надеемся, мы смогли убедить и вас в том, что жесть – она вдохновляет. Вдохновляет своей изящной гибкостью, скупой брутальностью, металлическим блеском и настоящей суррровой надёжностью. Но настроение точно улучшается, когда жесть так податливо превращается в дизайнерские творения в упаковке. И не только. ЖЕСТИТЕ больше!

P.S. В мае 1961 года Пьеро Манзони выставил на продажу 90 маленьких консервных баночек с надписью «Дерьмо художника» («Artist’s Shit»), оценив их по цене золота. Никто не знает, соответствовало ли содержимое этикетке. Известно только, что баночка под номером 83 была продана в октябре 2008 года за 149 тысяч долларов. Жесть?

ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

Поле "Комментарий" не может быть пустым.
Пожалйста, введите Ваше имя